На КДПВ — БГ и Виктор Цой, 1986 год. Ниже отрывки из интервью, полный текст по ссылке.
— В «Торе» масса знакомых песен. Тут и «Бой–баба», выходившая в интернете, и «Двери Травы», которую я помню еще по восьмидесятым годам. А есть «Весть с Елисейских полей», по–моему, новая вещь. Что это все–таки, архивный сборник или новый альбом «Аквариума»?
— Задумывалось как сборник интернет–синглов и неизданных песен. Продолжение серии «История Аквариума», начатой «Акустикой» и «Электричеством» в 1981 году. Мы собрали вместе песни, которые последние десять лет выставляли в Сеть: и естественно, выяснилось, что вместе они звучат не так, как нужно. Начался кропотливый непосильный труд, который продолжался весь год. Но это того стоило. Главное, что альбом получился не разношерстной катавасией, а связной историей про сегодняшний день. Мы играем все эти песни сегодня на сцене, это наша нынешняя программа. Поэтому и альбом с ними — это наконец–то «Аквариум», какой он есть сейчас.
— А почему наконец–то? «Знак Огня», который вышел летом, — очень сильный альбом. И именно про сейчас.
— Спасибо на добром слове. Сильный — да, но веселым его назвать трудно. Потому «Соль»/«Время N»/«Знак Огня» и выходили под вывеской «БГ». Для меня «Аквариум» — это особый настрой музыки, весеннее, манящее и праздничное видение жизни; как мальчик заходит в городок аттракционов. Много лет мне хочется записать такой альбом, и каждый раз это начинание сворачивало в сторону, начиналось рванье рубахи на груди, появлялись надрывные песни, которые я не мог не спеть. И как результат — очередной невеселый альбом БГ. Но я все время держал в сердце этот несбывшийся альбом «Аквариума». И вот наконец он выходит; не идеальный, но в правильную сторону. А песен, конечно, за эти годы накопилось больше, чем на один альбом, поэтому мы продолжаем наши пляски и надеемся весной выпустить «Тор» (deluxe edition), где может быть пара десятков бонус–треков.
...
— А есть какие–то отзывы иноязычных людей о «Торе», «Знаке Огня», других ваших альбомах? Что они говорят?
— Иноязычным людям обычно просто негде столкнуться с музыкой «Аквариума». Бывает, что мне пишут: «Не понимаю слов, но музыка ваша мне очень близка». Так когда–то при знакомстве сказал мне чудесный немецкий актер Отто Сандер.
— А что говорят ирландцы? Барабанщик «Аквариума» Лиам Брэдли и флейтист Брайан Финнеган?
— Мы играем вместе много лет, и они чувствуют песни так, как я их чувствую. Иногда Лиам спрашивает, о чем текст, и я ему примерно перевожу; а Брайан обычно говорит, что ему неважно понимать слова, и так всё ясно по музыке.
...
— Мир давно изменился. Собственно, он никогда не перестает меняться. Иногда мы не хотим этого замечать. Мы, как правило, не любим перемен.
— А люди изменились? Как вам кажется, в связи с катаклизмами 2020–го (я имею в виду не только пандемию, но и политику, например, BLM, Беларусь) мы как–то меняемся? Стресс ведь огромный, ощущение тектонических сдвигов. Или люди как люди, как говорил Воланд?
— Придется согласиться с Воландом. За последние тысячи лет (судя по Библии и Бхагавадгите) мы совсем не изменились. И я не вижу новых катаклизмов. «Все, что есть, уже было в веках, бывших прежде нас». Black Lives Matter? Вспомните бунты 68–го в Чикаго. Беларусь? Вспомните Чехословакию и Польшу. Как говорил Экклезиаст, нет ничего нового под солнцем, кроме нового айфона.
— То есть вот эта паника, кашель, за который могут ноги переломать в автобусе, новая этика со сносом памятников, целая республика, оказавшаяся в заложниках у параноика, — все это ничему не научит нас? Тогда мы безнадежны.
— Учебники истории наглядно показывают, что человечество в целом изменить нельзя. При этом каждый отдельный человек может изменить свою жизнь так, как захочет, и стать тем, кем хочет: секрет в том, чтобы захотеть. Другое дело, что мало кто на это готов. 2020 год дал нам всем время решить, чего именно мы хотим. В условиях ковидной изоляции у людей появилась возможность задуматься о том, правильно ли они реагируют на свою жизнь, не хотят ли избавиться от негативных настроек. Мы привыкли видеть во всем неразрешимую проблему, это очень удобно — можно ничего не делать и красиво выглядеть жертвой. А можно вместо проблемы увидеть задачу, которая дается нам, чтобы ее решить. Можно видеть вокруг сплошную драму и безнадегу, а можно не торопясь, шаг за шагом, деталь за деталью приводить в порядок окружающий тебя мир и потихоньку помогать тем людям, которым ты можешь помочь. Наше дело — не рвать на себе волоса по поводу вынужденной паузы, а использовать ее наилучшим образом.
...
— Всё–таки странно слышать от вас эту психотерапевтическую мантру про избавление от негатива. Это говорит человек, который написал «Время N» и «Соль». Может быть, самые страшные альбомы последних лет.
— Потому и говорю, что знаю на собственном опыте. С детства привык винить во всем окружающее: людей, обстоятельства, удачу. Все–то у меня было не так, все были не такие, как надо. Но в какой–то момент понимаешь — это моя жизнь, я живу ее так, как хочу; я занимаюсь тем, что выбрал сам. Если мне что–то не нравится, я могу это изменить. Вся человеческая культура полна примерами того, как люди это делали. Нужно только осознать, что это не просто слова, что это относится к тебе лично.
Написала # 🐘 🐘 🐘 # zapovednik_slonov на 2-12-85-06.d3.ru / комментировать
Взято отсюда